Поделиться

 

История города Кузнецк от самого начала

Легенда о золотых кладах

 

Как вообще и кем создаются всякие легенды? Если оставить в стороне специально придуманные писательские версии, то все остальные легенды (абсолютное большинство) складываются народной молвой. Есть на этот счет меткая поговорка: слышали звон, да не знают, где он... Какой-то факт (часто преувеличенный, искаженный, идеализированный, недостоверно известный) становился основой такой легенды. И хотя она не всегда и не во всем соответствовала действительности, но зато была красивой и романтичной. Будила воображение, так пли иначе обогащала наше знание прошлого.

С одной из таких легенд всероссийского читателя познакомил симбирский поэт Дмитрий Садовников, больше известный нам по его стихотворению, ставшему в очень короткое время народной песней «Из-за острова на стрежень, на простор речной волны». В 1883 году его книга «Сказки и предания Самарского края» вышла в свет в Санкт-Петербурге. И вот какая легенда содержится в главе «О кладах».

В Саратовской губернии, в Кузнецком уезде, возле села Елюзани клад есть: в озере, на цепях, бочки с золотом опущены...»

Здесь, думается, надо сделать небольшое пояснение для нынешнего читателя. Территория Кузнецкого уезда в то время была значительно больше, чем теперь. В нее входили многие села, которые сейчас относятся к Сосновоборскому, Городищенскому, Шемышейскому, Неверкинскому районам. А сам уезд являлся административной единицей Саратовской губернии.

Итак, бочки с золотом. Видимо, немалое добро. Откуда же оно? «Тут прежде разбойники жили и оставили все награбленное добро в озере. А для того, чтобы никто не узнал, куда они дели золото, сносили его в воду по ключу: по нему и от озёра шли, и к озеру. Озеро почти все теперь илом занесло, и клад никому еще не дался». Сегодняшний читатель, вероятно, сразу захотел бы уточнить, о какой именно Елюзани идет речь, ведь их три: Нижняя, Средняя и Верхняя. В книге Д.Садовникова мы не находим такого уточнения, но от этого вряд ли потускнеет сама легенда. Ведь она могла возникнуть еще в те времена, когда в нашем крае, допускаем, была одна Елюзань.

Будем также исходить из того, что. как говорится, дыма без огня не бывает, что и в самом деле был в реальности какой-то подобный факт, а не просто чей-то досужий вымысел. Первый кузнецкий краевед Ф.Ф.Чекалин несколько раз упоминает о большом кладе, найденном «близ деревни Средней Елюзани и села Чаадаевка Кузнецкого уезда». Этот клад и многие другие находки золотоордынских монет подтверждают, что до нашествия Тамерлана (1395 год) наш край был населен более или менее повсеместно. Все найденные монеты относятся ко второй половине XIII и первой половине XIV веков. Запустение, наступившее после разрушительного нашествия Тамерлана, отразилось и в исчезновении прежнего денежного обращения. В числе 80 монет елюзанского клада, указывает Ф.Ф.Чекалин, оказалось лишь несколько монет второй половины и конца XIV века.

Кое-какие клады в кузнецкой земле и впрямь находили. Из их числа с сокровищами из легенды в наибольшей мере совпадает находка древних денег возле татарского села Средняя Елюзань (вот как в действительности уточняется география). Именно там в 1887 году (то есть куда позже, чем стало известно о бочках с золотом) нашли около пуда серебряных монет. По обычному весу монет того времени специалисты предполагают, что всего их было не менее восьми с половиной тысяч. Из них Ф.Ф.Чекалин почему-то упоминает не более восьмидесяти...

Клад нашли местные крестьяне при чистке леса. Он хранился в большом глиняном горшке с двумя ручками. Сельские муллы прочитали на монетах имена нескольких золотоордынских ханов и годы хиджры, соответствовавшие 1320-му, 1354-му и 1359-му годам нынешнего летоисчисления. Другими словами, эти деньги чеканились за несколько десятилетий до нашествия Тамерлана.

Много джучидских монет (от имени Джучи - старшего сына Чингисхана) в августе 1914 года нашли при распашке поля, примыкавшего к землям села Бестянка, крестьяне села Никольское. Все серебро клада весило больше четырех фунтов. Значит, татары уже в XIV столетии жили в этих местах, притом оседло, раз на руках у одного человека могли находиться такие значительные запасы денег. Ведь не все же до монетки он закопал на всякий случай...