Поделиться

 

История города Кузнецк от самого начала

Не на отшибе

 

Любой факт из прошлого нашего края, который становится нам известным, выполняет две задачи. Во-первых, он дает знание какого-то конкретного события, явления, обычая, что для нас интересно уже само по себе. Во-вторых, он помогает или позволяет понять мотивы действий наших предшественников, влияние которых нередко распространяется на долгие последующие времена.

Собственно, вот в таком двуединстве знания и основы для понимания узнаваемых нами событий и состоит суть краеведения, даже больше - вообще всей истории.

Вот мы установили, к примеру, что полоса оледенения, дойдя с запада до черты нынешней Чемодановки (то есть немного миновав пределы нынешней Пензы), дальше не пошла. На городищенской земле оледенения уже не было, а на кузнецкой - тем более. Что же из этого следует? А то, что этот факт объясняет нам и рельеф местности, и состав почв, и разнообразие животного мира, а частично - и климат. Северо-западнее Пензы - лесостепь, у нас - лесные массивы, простирающиеся и далее на восток.

В нашей местности, в частности на территории нынешнего Кузнецка и его окрестностей, когда-то царствовали могучие, кое-где непроходимые леса - в основном лиственные, но в значительной своей мере и хвойные. Благодаря этим лесам здесь обитали мамонты - на участках нынешних Пенделки, Бутурлинки, Комаровки, вплоть до Петровского района, где останков мамонтов находили особенно много. А за пределами этого круга мамонтов уже не было - лесостепь не могла их прокормить.

Тогдашняя непроходимость наших мест объясняет и то обстоятельство, что они стали заселяться позднее других (это доказано археологическими раскопками). Вокруг уже поселения, а у нас - пока еще одни мамонты да медведи.

А что касается обстоятельств заселения нашей земли вообще, то оно по своему времени уходит в немыслимую историческую даль, не имеющую ни года, ни числа, а обозначаемую сразу эрами, эпохами. Были времена великих переселении целых народов с востока на запад и с запада на восток. Маршрут в ту или обратную сторону был ограничен с севера и юга рельефом местности и климатическими условиями. Поэтому от Карпат по направлению на Урал и далее, а также оттуда на Карпаты образовался широкий коридор, в полосу которого входило и наше Поволжье, а в его составе - и наш край. Так что не на отшибе он был расположен даже и изначально, а на очень оживленной улице народных переселении. Но из-за своей лесной непроходимости он долго представлял собой что-то вроде тихого переулочка, мимо которого и по северной стороне. И по южной проплывали людские потоки, обтекая его.