Поделиться

 

Памяти Александра Калашникова: Режиссера и Педагога

2 января 2012 - Дмитрий Першин

…У Александра Николаевича всегда про запас имелось некое ноу-хау, помогающее ему пополнять и укреплять ряды своей команды. В 1985 году это был брейк-данс, преподаваемый Валерой Башкировым на разминках. В первые полчаса, а то и час занятий Калашников обязательно уделял внимание сценическому движению. К брейк-дансу затем был добавлен видеомагнитофон с обязательными послерепетиционными видеосеансами. Позднее у основателя «Бума» появится автобус, позволяющий совершать еженедельные (независимо от времени года) поездки на природу – на Белое озеро – на шашлыки. А еще позднее  - году в 92-93-ем – сауна и тренажерный зал. А первым Калашниковским ноу-хау, по его словам, было карате. Для того, чтобы подогреть интерес к театру у хулиганистой кузнецкой молодежи, Александр Николаевич объявил набор в студию театрального каратэ. Затем нужно было создать у ребят иллюзию того, что наш режиссер – настоящий каратист. Как это сделать? Он надевает халат, на голову – повязка, - в таком виде появляется перед огорошенными детьми и принимается отчаянно размахивать руками и кричать «ки-я»!

У Александра Николаевича была великолепная фраза, говорящая о размерах его воображения и степени его мифотворчества. Он любил повторять: «Все, что я говорю, нужно делить на шестнадцать».

Автору этих строк в свое время, году в '87 довелось видеть удивительную картину: идет по городу Калашников. Подхожу к нему, спрашиваю: «Куда направляетесь?». «Да вот ищу здание, в котором можно было бы разместить мой театр. Пойдем со мной, будем искать вместе». В то время  Александр Николаевич был одержим этой идеей и, так как у него все в жизни удавалось, и он был везунчиком, то власти города, скрипя зубами, году в 88-ом, отдал под театр Калашникова бывшее здание магазина «Спорттовары». А еще раньше, до революции, в этом одноэтажном доме по улице Кирова был лабаз с огромным подвалом, полным бочек для засолки капусты. Мы, юноши – его воспитанники, с ума сходили от радости, когда строили и отделывали городской (!) театр. Очень похожее состояние умиления было у Чебурашки, когда он вместе с Геной – крокодилом строил «Дом для друзей».

Надо сказать, что все это время – с 1979 по 1989 год Калашников блестяще вел и детскую театральную студию «Скворечник». Она была как бы питомником для «Бума». В хороший год у  Александра Николаевича выходило по четыре (!) спектакля. Осень, зима, (исключая «елочный» декабрь) весна в ДК «Рассвет» - премьера у театра «Бум». Плюс у студии «Скворечник» - почти ежегодно (!). Плюс новогодний спектакль, где наш режиссер выступал и в качестве драматурга. Плюс летний Белоозерский проект – балаган.

В конце августа 1988 года в Александр Николаевич потрясает область премьерой театра на воде – водная феерия «Алые паруса» - бардовская опера по бессмертному произведению А. Грина. Ставя «Алые паруса» Калашников превращается в некоего гения-организатора: он и режиссер, и продюсер, и администратор. С 8 утра до 11 ночи – репетиции. Ночью запись оригинальной фонограммы, для которой Калашникову удалось привлечь аж двух композиторов. Премьера «Алых парусов» начиналась с появлением сумерек. Все фонари всех домов отдыха и лагерей Белого озера были выключены. В финале действа люди в тельняшках, рассеянных в лодках по всему водоему (12 лодок по два человека) – зажигали фальшвееры – морские негаснущие факелы и начинался колоссальный фейерверк. В общем, зрелище космического масштаба во имя земной человеческой жертвенной любви.

Калашникова часто качали и носили на руках. Однажды его занесли на руках в автобус. Это был знак особого почета. Как интересно он встречал своих учеников. Однажды зимним вечером Александр Николаевич шел с работы и его внимание привлек… сугроб с окошечком. Оказалось, что сугроб этот полый и там сидит мальчик – Витя Мальцев. Педагог от Бога, просунул голову в окошечко и спросил Витю: «Что ты здесь делаешь?». «Наблюдаю за кошкой, медленно крадущейся по соседскому забору», - был ответ. Так, прямо от родной калитки Виктора чудесным образом взяли в мир театра, где он до сих пор пребывает. А вот еще встреча Калашникова с его воспитанником и другом Сергеем Дегтяревым. Александр Николаевич проводит кастинг в младших классах своей «alma mater» - 16 школы. Перед ним мальчик Сережа, русоволосый, зеленоглазый симпатяга. Калашников говорит ему:

- Потрогай мячик.

- Какой мячик?

- Разве не видишь мячик?

- Не вижу!

-Ну, вот же он, зелененький, лежит прямо у стены!

Сережа думает: «Если я еще раз скажу правду о том, что никакого мячика нет, то этот дядя будет кричать еще громче». Встает, подходит к стене и, присев, гладит рукой воздух.

- Приходи завтра в ДК «Рассвет» к трем часам. Я тебя запишу в свою театральную студию.

Калашников всю жизнь шел в гору. Преодолевал перевал за перевалом, открывал скрытую от всех вершину. Он при жизни уже купался в славе. Его знают и уважают мэр и губернатор и несколько депутатов Госдумы. Он не успел построить Театроград, но создал сотню шикарных, удачных, незабываемых проектов. Шесть сногсшибательных фестивалей. Множество гастролей за рубежом. Наверное, его вершиной и лебединой песней был театр на воде «Алые паруса».

В свое время автор этих строк под впечатлением первой калашниковской «Бумборамбии» написал стихи…

Еще горят огни.

Горят до одного.

И ленты яркие кругом, и флаги.

Но клоуны ушли. На плаццо никого.

Так сделай-же глоток прямо из фляги.

Праздник окончен. Наступают будни.

Не последний ли он в твоей жизни – спроси.

Праздник окончен. Срывают афиши,

Бросают под ноги, и дождь ввечеру моросит.

Праздник окончен. Что может лучше

Напомнить о вечном, чем злые будни?

Граница будней с огнями яркими

Праздник окончен. И все подарки

Брошены на пол…

Любимейшей темой Калашникова была тема любви духовной. И не обязательно – мужчины к женщине, но человека – к человеку. Любви жертвенной, единственной в жизни любви. И это – высшая ценность на земле. Жертвенный поступок – рука помощи любимому человеку… Как сам он любил своего педагога – наставника актрису Зою Васильевну Чернову. Как-то раз я спросил его: «Александр Николаевич сегодня день рождения Вашего сына. Куда же Вы едете? Вам нужно быть с Никитой! Он ответил: «Я еду ухаживать за Зоей Васильевной. Она очень больна…» Большую часть своего имения Александр Николаевич раздал своим воспитанникам. Он сумел показать нам, что помимо жизни материальной существует жизнь духовная.

Низкий поклон нашему учителю за тот новый мир, который он открыл для нас – сотен его воспитанников.

 

 

 

Похожие статьи:

Новости КузнецкаДень театра в Кузнецком детском саду номер 13.

Новости КузнецкаМир театра в Кузнецком детском саду №9

Новости КузнецкаВсероссийский театральный фестиваль "Золотая провинция"

Новости КузнецкаТеатр в Кузнецком детском саду №7.

Новости КузнецкаОбучение при помощи театра в Кузнецком детсаду №27.

Страницы: Первая Предыдущая 1 2
Рейтинг: +8 Голосов: 8 4944 просмотра
Комментарии (8)